Не знаешь, что выбрать? Позвони нам и мы поможем определиться: +7 925 680 28 35
ТЕАТР БЕЗ ЧЕТВЕРТОЙ СТЕНЫ.
ЧТО ТАКОЕ ИНТЕРАКТИВНЫЙ
ТЕАТР И В ЧЕМ ЕГО СУТЬ?
В классическом театре есть термин «четвертая стена». Актёр, играющий на сцене, должен возвести для себя четвертую, иллюзорную, стену, невидимую грань между собой и зрителем. Она должна быть непроницаема для обеих сторон: для актеров за ней никого не должно быть, а зрители должны видеть только то, что им показано на сцене, как будто за кулисами ничего не существует.
Этот термин появился вместе с формированием театра в привычном для нас виде: монументальное здание, занавес из тяжелой ткани, кресла в зрительном зале и магия на сцене. Зрителю оставалось только наблюдать за происходящим на сакральном пространстве, куда допускаются только актеры. Вся его причастность заключалась в созерцании происходящего и интерпретации для себя транслируемых идей.
В поисках новой формы коммуникации со зрителями «четвертую стену» стали разрушать. Зрителей включали в процесс коротким обращением со сцены, потом актеры стали спускаться в зал и взаимодействовать с подсадными гостями. Взаимодействие с реальным зрителем казалось слишком рискованным и непредсказуемым действием. В спектакль вносился фактор «х».
Позже актеры стали спонтанно взаимодействовать с настоящими зрителями, а ещё спустя некоторое время они подняли гостей с мест, стали водить за собой. Так появились спектакли-променады, иммерсивные и интерактивные театральные постановки.
Немного разберемся в терминологии. Иммерсивность – это вовлеченность.
В театральном контексте она предполагает разные степени и форматы включения зрителя в магию действия. Именно название «иммерсивный спектакль», как правило, предполагает определенную форму взаимодействия. Человек, надев маску, ходит в пространстве, где происходит действие.
Во время спектакля, по сути ему отведена роль свидетеля.
Он не может снимать маску, не может обращаться к актерам и влиять на ход сюжета. Но он может выстроить свою историю, прокладывая свой собственный маршрут. Безусловно, это сильный эмоциональный опыт, но дистанция между зрителем и действием сохраняется.
Интерактивный спектакль - высшая форма иммерсивности, где зритель включен в спектакль практически наравне с актерами. Его относят к партисипативному искусству, где итоговый результат и форма достигаются через сотворчество.
«Театр живого действия» (ТЖД) - по сути, первый в России интерактивный театр. Спектакли сконструированы таким образом, чтобы зритель был полностью включен в процесс, имел свободу действия и при этом не мог ничего разрушить. Для создания таких спектаклей привлекаются гейм-дизайнеры, которые создают систему, позволяющую выполнить эти три условия. Вместе мы создаем безопасное пространство для уникального эмоционального опыта.
Зрители приходят на спектакль без подготовки, получают свою роль,
им рассказывают о месте и времени, в котором они окажутся, о мотивации
и жизненных обстоятельствах их персонажей. Все зависит от их решений
и действий, спектакль каждый раз получается разный. Безусловно, актеры сохраняют общую канву или расставляют правильные смысловые акценты,
но зрители действительно влияют на ход сюжета.
«У человека есть художественное восприятие», - рассказывает главный режиссер ТЖД Анастасия Киреева. «Когда ты читаешь книгу, ты можешь просто читать сюжет, а можешь считывать образы, заложенные автором. Это навык, и он развивается, если человек ходит в музеи
и театры, слушает музыку, читает книги. У него набирается определенная палитра, его личный набор якорей, за которые цепляется то, что он видит. И мне кажется, что интерактивный театр очень здорово развивает художественное восприятие, потому что ты не просто смотришь
на какие-то вещи, ты видишь, как все устроено внутри. Это как попасть внутрь картины, понимаете? Но у нас ты не только внутри нее,
ты участвуешь в ее создании».
Самое главное, что зритель получает на таком спектакле – это эмоциональный опыт.
Он оказывается в таких обстоятельствах, где может пережить непривычные и сложные ситуации. Безусловно, это все игра, но опыт переживания, раскрытия себя с неожиданной стороны все равносохраняется. «Мы каждый раз наблюдаем один и тот же процесс. Даже если зрители приходят компанией, они начинают постепенно дистанцироваться друг от друга
и сосредотачиваться на своих эмоциях
и проживать их», - рассказывает Анастасия.
«В процессе спектакля люди становятся более смелыми и открытыми, легче выходят
на контакт».

Такая форма искусства формирует среду, где человек становится способен к эмоциональным действиям. Наше поколение, не говоря уже
о будущих, может часами просиживать перед монитором, у нас атрофируется готовность
к импульсивным действиям: нужно подумать, «погуглить», взвесить все «за» и «против».
Мы разучились просто вставать и делать что-то, основываясь на порыве и своем чувстве «так надо и правильно». В таких условиях интерактивный театр создает безопасное пространство, где мы находим контакт со своими глубинными нарративами, воспоминаниями и импульсами
и получаем опыт сильных искренних действий. Спектакль закончится, а опыт останется с нами.
Свяжитесь с нами:
Москва, м. Павелецкая, ул. Дубининская 41, строение 1
+7 (925) 680-28-35 WhatsApp, Telegram
liveaction@mail.com
Made on
Tilda